Понедельник, 06.05.2024
Образовательный проект "СОЦИУМ"
Меню сайта
Содержание
Знаковые события [2]
Образовательная политика [1]
Практика воспитания и образования [0]
Школа и социум [1]
Студенчество [2]
Педагогический форум [0]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 109
Главная » Дайджест » Школа и социум

Ершова Н.А. Технология проектирования системы повышения финансовой грамотности населения в условиях малого города.

В современном обществе необходимость повышать уровень своих знаний в сфере финансов осознается на всех уровнях: от правительства до пенсионеров и школьников. В связи с этим высокую актуальность приобретает проблема поиска средств и методов повышения финансовой грамотности населения, не связанного в своей профессиональной деятельности с проблемами экономики и финансов. Мы считаем, что система повышения финансовой грамотности должна включать в себя и деятельность институтов образования, и работу общественных организаций.

Современные дети, подростки и молодежь являются активными потребителями и все больше привлекают внимание розничных торговых сетей, производителей рекламы и банковских услуг. В подобной ситуации недостаток понимания и практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования и кредитования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам, за которые придется расплачиваться в течение многих лет на протяжении жизни.

Состояние современной экономики и финансовой сферы таково, что для обеспечения собственной экономической независимости и финансовой защищенности, человек должен не просто обладать минимумом теоретических знаний по экономике, которые он выносит из курса обществознания в школе или вузовского образования. Он должен хорошо ориентироваться в различных банковских продуктах и технологиях, быть подготовленным к заключению различных договорных сделок, например, займа или кредита и многому другому. То есть возникает потребность в специфических знаниях, которые не приобретаются на школьной скамье.

Практически каждый человек, по мнению специалистов, должен обладать навыками финансового планирования, построения семейного бюджета, должен научиться оптимизировать затраты семьи и т.д. Подобные умения и навыки формируются на основе личного опыта в ходе практической деятельности. В мире не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности. Школьное образование имеет наибольший охват детей и учащейся молодежи, и во многих странах мира предпринимаются попытки введения финансовой грамотности в качестве самостоятельного предмета или в рамках существующих предметов, изучаемых в школах.

Результаты опросов 2006 года показали, что 57% взрослого населения Японии не имеет общего представления о финансовых инструментах. 42% американских родителей никогда не обсуждают финансовые вопросы со своими детьми. Исследование личной финансовой грамотности, проведенное в 2008 г. при поддержке фонда Merrill Lynch Foundation и коалиции Jump$tart Coalition®, обнаружило, что только 48 % учащихся выпускных классов американских школ могут правильно ответить на вопросы, оценивающие уровень финансовой грамотности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в учреждениях образования, в первую очередь, среднего, необходимо организовать систему формирования у учащихся таких компетентностей, которые позволят им обеспечить личную финансовую и экономическую безопасность и независимость.

Как считают специалисты в области финансового образования, программы, предназначенные для формирования финансовой грамотности молодежи, должны устанавливать прямую связь между получаемыми знаниями и их практическим применением, оказывать помощь в понимании и использовании финансовой информации в текущий момент и долгосрочном будущем, ориентироваться на жизненный цикл и жизненные стратегии участников, воспитывать ответственность за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия. Чтобы оказывать положительное и долговременное воздействие на участников, программы финансовой грамотности для детей должны быть основаны на современных и понятных примерах из реальной практики, подготовлены и представлены учащимся с участием  представителей образования и профессионального сообщества.

Разработанный и реализованный нами проект «Школа управления личными финансами» носит информационно-просветительский характер. В рамках проекта были созданы мобильные группы, состоящие из специалистов проекта и волонтеров, которые организовывали оперативное обеспечение представителей целевых групп (молодежь в возрасте 14-17 лет) актуальной информацией, связанной с управлением личными финансами, современными возможностями заработка, планированием личного бюджета и другими вопросами финансово-экономического характера, представляющими интерес для сельской молодежи. Мобильные группы по предварительному согласованию осуществляют выезды в сельские поселения северных и северо-западных районов Волгоградской области, где на базе образовательных учреждений или домов культуры проводят просветительскую деятельность. С целью привлечения внимания представителей целевых групп было организовано проведение конкурсов и олимпиад. В рамках проекта разрабатывались и распространялись буклеты, брошюры, листовки и другие информационные материалы. Был опубликован в местной прессе цикл статей пропедевтического характера, посвященных финансово-экономической тематике.

В результате реализации проекта отмечается повышение компетентности участников в хозяйственно-экономической сфере, осознание себя в качестве субъектов финансовой и экономической деятельности, гарантами собственного материального благополучия. Инновационность проекта заключается в разработке и апробации системы информационного обеспечения и поддержки населения в сфере финансовой грамотности, ориентированной на использование на базе образовательных учреждений, что повышает их социальную значимость.

Разработка проекта «Школа управления личными финансами» предполагала последовательное выполнение следующих видов деятельности.

1. Формирование проектной группы.

В проектную группу вошли сотрудники ГБОУ СПО «Михайловский профессионально-педагогический колледж». Примерное распределение обязанностей по проектной деятельности следующее:

Руководитель. Обязанности: осуществление общего руководства проектом, организация мероприятий проекта, составление договоров с организациями, ведение документации, утверждение методических, информационных и иных материалов, представление отчетов, участие в качестве автора при создании методического пособия.

Координатор проекта. Обязанности: координация действий участников и исполнителей проекта, организация мероприятий проекта, составление планов и отчетов по мероприятиям проекта, разработка методических материалов для целевой группы № 3 проекта «Школьники, учащиеся 3-4 классов», организация и проведение мероприятий для участников данной группы, участие в разработке информационных материалов, подготовка учащихся и студентов к участию в конкурсах по проблематике финансовой грамотности, руководство детскими и студенческими проектами по финансово-экономическому направлению, участие в качестве автора при создании методического пособия.

Экономист-бухгалтер. Обязанности: контроль финансовых операций в рамках проекта, составление смет, оформление документации.

Специалисты-преподаватели.

Специалист 1. Обязанности: разработка методических материалов для целевой группы № 2 проекта «Студенты, молодежь в возрасте 15-18 лет», организация и проведение мероприятий для участников данной группы, участие в разработке информационных материалов, подготовка студентов к участию в конкурсах по проблематике финансовой грамотности, руководство студенческими проектами по финансово-экономическому направлению, участие в качестве автора при создании методического пособия.

Специалист 2. Обязанности: разработка методических материалов для целевой группы № 3 проекта «Учителя и преподаватели учреждений НПО, СПО, ВПО, иные работники учреждений бюджетной сферы» (преподаватели учреждений ВПО), организация и проведение мероприятий для участников данной группы, участие в разработке информационных материалов, подготовка студентов к участию в конкурсах по проблематике финансовой грамотности, руководство проектами по финансово-экономическому направлению.

Специалист 3. Обязанности: разработка сайта проекта, сайта интернет-конференции по вопросам финансовой грамотности, создание макетов сборников и методического пособия. Разработка программы информационного сопровождения и поддержки проектной деятельности.

Специалист 4. Обязанности: создание и обучение волонтерской бригады, организация выездов для оповещения населения о проекте, распространение информационного материала о проекте, участие в организации мероприятий, участие в разработке информационных материалов, организация промо-акций.

     Специалист 5. Обязанности: разработка методических материалов для целевой группы № 3 проекта «Учителя и преподаватели учреждений НПО, СПО, ВПО, иные работники учреждений бюджетной сферы» (преподаватели учреждений НПО, СПО), организация и проведение мероприятий для участников данной группы, участие в разработке информационных материалов, подготовка студентов к участию в конкурсах по проблематике финансовой грамотности, руководство проектами по финансово-экономическому направлению.

Техник-лаборант. Обязанности: обслуживание сайта проекта, установка оборудования, обслуживание оборудования проекта, установка и эксплуатация программного обеспечения, участие в проведении мероприятий, их техническое сопровождение и обслуживание.

2. Разработка программы и содержания работы по информационной поддержке и сопровождению проектной деятельности.

1. В рамках информационной поддержки программы создан сайт «Школа управления личными финансами», имеющий адрес schoolfin.ru.

2. Разработаны баннеры, для размещения на улицах города.

3. Разработаны промоматериалы, предназначенные для раздачи участникам и представителям целевых групп.

4. Написаны пресс-релизы и информационные статьи для размещения в местных и региональных СМИ и на сайтах учреждений-партнеров.

3. Разработка учебно-методического и информационного обеспечения для каждой из групп участников.

Для информационного обеспечения проекта и в рамках утвержденной сметы на реализацию мероприятий проекта был составлен перечень литературы и электронных изданий, которые могут быть приобретены для реализации проекта.

Специалисты проекта разработали комплект учебно-методического обеспечения для работы «Школы управления личными финансами». Более подробно оно будет рассмотрено в главе 2 настоящего пособия.

4. Формирование волонтерских групп и обучение волонтеров.

На базе ГБОУ СПО  «Михайловский профессионально-педагогический колледж» были сформированы 2 группы волонтеров из числа наиболее активных студентов. Волонтерские группы прошли обучение по программе, разработанной специалистами проекта (подробнее см. глава 2).

5. Реализация программы проектной деятельности.

В целом, в процессе разработки и реализации проекта «Школа управления личными финансами» можно выделить три этапа.

1. Подготовительный этап.

-       Разработка учебно-методического и информационного обеспечения деятельности по реализации проекта.

-       Разработка информационных и раздаточных материалов, баннеров и других промо-материалов.

-       Формирование мобильных пропагандистских групп и их обучение (допускается привлечение волонтеров).

-       Информирование общественности и представителей целевых групп о проекте.

-       Проведение социологического исследования с целью выяснения информационных потребностей представителей целевых групп в области финансовой грамотности.

2. Основной этап.

-       Просветительская деятельность мобильных пропагандистских групп в социуме. Распространение среди целевых групп населения информационных материалов, направленных на повышение финансовой грамотности (листовки, брошюры), публикация статей в местной прессе, издание дайджеста на финансово-экономическую тематику, проведение выездных тематических мероприятий в общеобразовательных школах города и близлежащих районов.

-       Организация и проведение регионального конкурса бизнес-планов для школьников 9-11 классов и студентов 1-2 курсов учреждений СПО и ВПО.

-       Проведение регионального конкурса среди представителей целевых групп на лучшую идею и проект рекламы финансовой грамотности в социуме.

3. Заключительный этап.

Обобщение полученного опыта, разработка и публикация комплекта материалов необходимых для реализации проекта. Изучение мнения участников проекта и представителей целевых групп о целесообразности проведения подобных проектов.

Рассмотрим более подробно содержание каждого этапа.

На подготовительном этапе проекта руководитель и координатор осуществляют отбор специалистов, достигают договоренности с ними об участии в проекте. Специалисты готовят учебно-методические и информационные материалы, необходимые для реализации проекта.

Специалисты проекта с использованием оборудования организации разрабатывают эскизы баннеров, оригинал-макеты публикаций. Осуществляют приобретение необходимого оборудования и расходных материалов в соответствии со сметой проекта.

Специалисты проекта с помощью волонтеров разрабатывают и проводят ряд акций информационно-рекламного характера. Обязательными акциями являются: раздача флаеров и буклетов в местах массового посещения представителями целевых групп (например, образовательные учреждения, скверы, массовые мероприятия и т.д.); расклеивание листовок. Цель  - привлечение внимания широкой общественности к проблематике проекта, информирование о предстоящей деятельности. Результатом должна стать заинтересованность представителей целевых групп, готовность принять участие в проекте.

Проведение специалистами и волонтерами социологического исследования с целью выяснения информационных потребностей представителей целевых групп в области финансовой грамотности.

Общая длительность подготовительного этапа проекта составляет 4-6 месяцев. Результат - достижение полной готовности к реализации основного этапа.

На основном этапе проекта

Реализуется просветительская деятельность мобильных пропагандистских групп в социуме. Такая группа состоит из 2-4 человек, которые по предварительной договоренности посещают образовательное или иное учреждение для встречи с представителями целевых групп. Каждая мобильная группа имеет комплект информационных материалов для раздачи слушателям, комплект мультимедийного оборудования и специально разработанные презентации. В соответствии с разработанной на предварительном этапе тематикой специалисты проводят тематические встречи или иные мероприятия, как правило, на базе сельских образовательных учреждений.  Во время мероприятия осуществляется распространение среди целевых групп населения информационных материалов, направленных на повышение финансовой грамотности (листовки, брошюры). На каждой встрече присутствуют учащиеся 9-11 классов, педагоги, приглашаются родители учащихся. Периодичность встреч не реже 1 раза в месяц.

Параллельно с просветительской деятельностью среди школьников осуществляется публикация статей в местной прессе, сайте ГБОУ СПО «Михайловский профессионально-педагогический колледж». Специалистами проекта осуществляется издание дайджеста на финансово-экономическую тематику, который бесплатно распространяется среди учащихся образовательных учреждений, а также в наиболее посещаемых местах.

Также, на данном этапе проводится региональный конкурс бизнес-планов для школьников 9-11 классов и студентов 1-2 курсов учреждений СПО и ВПО. Конкурс предполагает заочный и очный этап. Представители целевых групп и общественность не менее чем за 3 месяца информируются о проведении конкурса. Первый этап конкурса – заочный, материалы предоставляются в оргкомитет участниками по почте. Группа экспертов проводит отбор лучших проектов, авторы которых приглашаются на очный этап конкурса, который предполагает презентацию и защиту бизнес-плана. Победители и призеры конкурса награждаются дипломами, грамотами и ценными подарками. Участие в конкурсе бесплатно. Аналогичным образом проводится региональный конкурс среди представителей целевых групп на лучшую идею и проект рекламы финансовой грамотности в социуме (срок проведения – май). Ориентировочная численность участников конкурсов – не менее 50 человек в каждом. Ориентировочная численность зрителей на очном этапе конкурсов – не менее 200 человек в каждом.

На заключительном этапе предполагается проведение социологического исследования среди представителей целевых групп о целесообразности проведения подобных проектов и уровне их удовлетворенности участием в проекте.

Проведение регионального методического семинара для представителей заинтересованных организаций. Цель – обобщить опыт реализации проекта, обсудить его результаты, технологию организации. Оргкомитет возглавляют руководитель проекта и координатор. Результат – научно обоснованные рекомендации по технологии организации деятельности по проекту. Публикация комплекта материалов раскрывающих процесс его реализации.

Ожидаемые результаты проекта можно структурировать по трем направлениям:

Для участников – расширение кругозора в области экономики и финансов, повышение собственной финансовой грамотности, знание основных экономических программ, проводимых в регионе, сформированная мотивация к активной финансово-экономической деятельности с целью повышения собственного материального благополучия.

Для организации – повышение социальной значимости, авторитета в социуме; разработка и апробация новой социально-значимой образовательной технологии; привлечение внимания широкой общественности к организации.

        Для региона – привлечение внимания широкой общественности к проблеме формирования ответственного финансового поведения.

Категория: Школа и социум | Добавил: DimE (18.09.2013)
Просмотров: 2067 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1
1 Gunwoo  
0
It's always a pleasure to hear from someone with exeetrisp.

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz